Администрация Трампа, стремясь стимулировать американское судостроение и противостоять, по её мнению, несправедливой торговой практике Китая, ввела масштабную систему пошлин на китайские суда, заходящие в американские порты. Это решение стало результатом длительного расследования, инициированного ещё при администрации Байдена, которое выявило существенные конкурентные преимущества китайских судостроительных компаний и ограничения для американских судоходных операторов. Речь идёт о серьёзном изменении правил игры на рынке морских перевозок, которое может оказать значительное влияние на глобальную торговлю и международные отношения.
Новая политика предусматривает поэтапное введение пошлин, начиная с октября 2025 года. Ключевым моментом является дифференцированный подход к взиманию сборов, зависящий от происхождения судна и его оператора. Китайские судовладельцы и операторы, работающие под китайским флагом, столкнутся с наиболее высокими тарифами. Постепенное увеличение пошлины для них будет происходить в течение нескольких лет, достигая максимального значения в 140 долларов за тонну брутто судна к 2028 году. Это может привести к существенному удорожанию перевозок для китайских компаний, потенциально снижая их конкурентоспособность на американском рынке.
Для судов, построенных в Китае, но эксплуатируемых компаниями других стран, предусмотрен отдельный тариф – до 250 долларов за контейнер. Это означает, что даже компании, не имеющие непосредственного отношения к Китаю, но использующие суда китайской постройки, понесут дополнительные расходы при доставке грузов в США. Важно отметить, что максимальный размер тарифа для одного рейса может достигать 1,5 миллионов долларов. Однако, в отличие от первоначальных предложений, эта сумма не будет взиматься за каждый порт захода судна, что несколько смягчает удар по перевозчикам.
Система взимания платы разработана таким образом, чтобы стимулировать заказ американских судов. Компании, заказавшие строительство судов на американских верфях с поставкой в течение трех лет, получают освобождение от пошлин. Это явный сигнал поддержки для американской судостроительной промышленности и попытка вернуть утраченные позиции на мировом рынке. Временной график введения пошлин также предусматривает начальный период льготного режима – первые 180 дней после вступления политики в силу сборы не будут взиматься. Это даёт некоторую передышку судоходным компаниям для адаптации к новым условиям.
График взимания платы для китайских операторов выглядит следующим образом: в 2025 году до 17 апреля плата составит 0 долларов, с 14 октября – 50 долларов за тонну. В 2026 году – 80 долларов, в 2027 – 110 долларов, а в 2028 году – 140 долларов за тонну. Важно учесть, что плата может взиматься до пяти раз за один рейс. Отсутствие информации о стоимости за контейнер в официальном реестре оставляет некоторый простор для интерпретации и требует уточнения. В целом, предложенная система пошлин является сложной и многоуровневой, с целью максимального стимулирования американского судостроения и ограничения доступа китайских компаний к американскому рынку. Это решение несет в себе потенциал для значительных геополитических последствий и серьезного влияния на мировую экономику. Дальнейшее развитие ситуации и реакция Китая на эти меры будут иметь решающее значение для определения будущего глобальной морской торговли.
Недавно Дональд Трамп заявил, что не хочет продолжать повышать тарифы для Китая, потому что это может привести к приостановке торговли между двумя странами, и настаивал на том, что Пекин неоднократно обращался к нему с предложением заключить сделку.
«У меня очень хорошие отношения с председателем Си Цзиньпином, и я думаю, что они будут продолжаться.
Продолжаться дальше в сторону изоляции Китая от других стран?!
